При
назначении дополнительного наказания в виде административного
выдворения за пределы Российской Федерации судом не учтены требования
ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Постановлением
Балашихинского городского суда Московской области от 22 августа 2013
года Б., уроженец и гражданин Республики Армения признан виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.
18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в
размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы
Российской Федерации.
Из
материалов дела следует, что 22 августа 2013 года в 07 часов 00 минут
по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Салтыковка был
выявлен гражданин Республики Армения Б., который нарушил режим
пребывания на территории РФ, выразившийся в нахождении на территории с
регламентированным посещением для иностранных граждан без надлежащего
оформления необходимых документов.
По
данному факту в отношении лица возбуждено производство по делу об
административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, которой
предусматривается ответственность за нарушение иностранным гражданином
или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо
режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, совершенные в
городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в
Московской или Ленинградской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754, постановлением Правительства РФ от 04 июля 1992 г. N 470, приказом
ФСБ России от 10 сентября 2009 г. N 458 иностранные граждане вправе
посещать территории с регламентированным посещением для иностранных
граждан и пограничные зоны только при наличии специального разрешения.
Факт
совершения вмененного Б. административного правонарушения
подтверждается помимо его признательных показаний данных на стадии
досудебной проверки рапортом инспектора МРОКПИГ № 3 УФМС России по
Московской области, протоколом об административном правонарушении,
объяснениями Б. от 22 августа 2013 г., ксерокопией паспорта,
миграционной карты и иными доказательствами, оцененными судом в
соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Городским
судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам;
обоснованно указано на то, что вина Б. в совершении вмененного
правонарушения полностью доказана материалами дела, в связи с чем суд
второй инстанции считает привлечение данного лица к ответственности
правомерным и обоснованным.
Сроки
давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
С
учетом приведенных доказательств, суд второй инстанции считает
привлечение Б. к ответственности правомерным и обоснованным. Действия Б.
правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Но
поскольку административное выдворение в ст. 18.8 КоАП РФ установлено в
качестве дополнительного наказания, необходимость его применения должна
была быть мотивирована судом.
Исходя
из общих принципов права установление ответственности за нарушение
порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без
гражданства в РФ и назначение конкретной санкции, ограничивающей
конституционные права граждан, должны отвечать требованиям
справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям
(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В
соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об
административных правонарушениях являются всестороннее, полное,
объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,
разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения
вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,
способствовавших совершению административных правонарушений.
В
соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без
гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ
административные правонарушения, подлежат административной
ответственности на общих основаниях, установленных КоАП РФ.
При
этом судом не учтено, что конкретные обстоятельства, связанные с
совершением административного правонарушения подлежат оценке в
соответствии с общими правилами назначения административного наказания
(ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ ). В нарушение требований п.п. 4, 7 ст. 26.1 КоАП
РФ суд оставил без внимания отсутствие обстоятельств, отягчающих
ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении, а также наличие таких, смягчающих
ответственность обстоятельств, как признание своей вины и раскаяние в
содеянном.
Кроме
того, суду второй инстанции в обоснование требований жалобы,
представлены документы, подтверждающие, что близкие родственники Б. его
мать является гражданином РФ, а его жена и сын в настоящее время
проживают на территории РФ с соблюдением действующего законодательства.
Указанные
выше обстоятельства, в нарушение требований п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ не
были исследованы городским судом при решении вопроса о назначении
дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы
РФ.
Такая
необходимость имелась, потому что исполнение указанного дополнительного
наказания в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» влечет невозможность
получения в течение 5 лет разрешения на временное проживание в
Российской Федерации, что не исключает вмешательства в право на семейную
жизнь, а также детей, являющихся гражданами РФ.
Между тем, в соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) вмешательство
со стороны публичных властей в осуществление этого права не
допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство
предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в
интересах национальной безопасности и общественного порядка,
экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков
или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты
прав и свобод других лиц.
При
таких обстоятельствах постановление суда о назначении дополнительного
наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно
основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к
нарушителю такой меры ответственности в качестве единственно возможного
способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в
рамках административного судопроизводства.
Руководствуясь
п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, суд второй инстанции
исключил дополнительное административное наказание в виде выдворения Б.
за пределы Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий