Принятие
правовых актов о включении земельных участков в границы населенных
пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных
пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного
использования земельных участков в случаях включения таких земельных
участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ
населенных пунктов, относится к полномочиям Правительства Московской
области.
Прокурор
Шаховского района Московской области обратился с иском к администрации
Шаховского муниципального района, Б. о признании незаконным
постановления администрации района, признании недействительным договора
аренды и истребовании из чужого незаконного владения земельного участка.
В
обоснование иска указал, что постановлением главы Шаховского
муниципального района от 2011 г. утверждена схема расположения на
кадастровой карте территории спорного земельного участка, и он отнесен к
категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид
разрешенного использования земельного участка - для индивидуального
жилищного строительства. В последующем постановлением главы района
спорный земельный участок предоставлен Б. в аренду сроком на 10 лет.
Решением Шаховского районного суда Московской области прокурору отказано в иске.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Московского
областного суда решение суда оставлено без изменения.
Президиум указал на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Отказывая
прокурору в иске, суды исходили из того, что при издании постановления
об отнесении земельного участка к категории земель населенных пунктов,
администрация района действовала в рамках полномочий, предоставленных
органу местного самоуправления п.2 ч.2 ст.2 Закона Московской области от
07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношения в
Московской области», а также п. 4 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О
переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую»,
регламентирующих отнесение земельных участков к определенной категории, а
не их перевод из одной категории в другую.
Данные
выводы суда основаны на неверном толковании закона и не соответствуют
фактическим обстоятельствам дела, из которых следует, что изданным в
1997 г. постановлением главы района земельный массив, в состав
которого входит спорный земельный участок, был переведен в земли запаса.
Согласно ст. 4 ЗК РСФСР, действовавшего на момент издания данного
постановления, равно как и в силу положений ст. 7 ЗК РФ, действовавшей
на момент издания оспариваемых постановлений, земли запаса являлись и
являются одной из самостоятельных категорий земель в РФ.
Следовательно,
при издании постановления в 2011 г. орган местного самоуправления
фактически осуществил перевод земельного участка из категории земель
запаса в категорию земель населенных пунктов, что противоречит выводам
судебных инстанций о том, что администрация района не меняла категорию
земли, а действовала в рамках предоставленных ей законом полномочий по
отнесению участка, не имеющего категории и вида разрешенного
использования, к определенной категории.
Согласно
ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и
земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм
собственности осуществляется путем установления или изменения границ
населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В
силу ч. 1 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие
Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов
городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального
планирования муниципальных районов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.
На
основании п. п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от
07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в
Московской области» принятие правовых актов о включении земельных
участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных
участков из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении
видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения
таких земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их
из границ населенных пунктов, относится к полномочиям Правительства
Московской области.
Генеральный
план в Шаховском муниципальном районе в установленном порядке не
утвержден, что установлено судом и не оспаривалось ответчиками. Тем
самым администрация Шаховского муниципального района была не вправе
относить спорный земельный участок к землям населенных пунктов
Кроме
того, в нарушение требований ст. ст. 56, 198 ГПК РФ, при разрешении
спора суд не дал правовой оценки доводам прокурора о том, что спорный
земельный участок изначально относился к землям сельскохозяйственного
назначения, поскольку входил в земельный массив, изъятый ранее у
крестьянского фермерского хозяйства и незаконно переведенный органом
местного самоуправления в фонд земель запаса, в то время как данное
обстоятельство может иметь правовое значение для правильного разрешения
спора с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 ФЗ «О переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую» и п.2.1 ст. 2
Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании
земельных отношений в Московской области», по смыслу которых перевод
земель сельскохозяйственного назначения относится к компетенции органа
исполнительной власти субъекта РФ, т.е. к компетенции Правительства
Московской области.
Допущенные
судом первой и апелляционной инстанций существенные нарушения норм
материального и процессуального права явились основанием для отмены
судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий