Гражданское судопроизводство

Квалифицированные юридические услуги в Раменском городском суде и судебных участках мировых судей Раменского района Московской области.
Представительство в Московском областном суде.
Представительство в судах города Москвы.
Экспертные заключения по земле, ДТП, разделу, оценки имущества и прочее.

Включении земельных участков в границы населенных пунктов

Принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов, относится к полномочиям Правительства Московской области.

Прокурор Шаховского района Московской области обратился с иском к администрации Шаховского муниципального района, Б. о признании незаконным постановления администрации района, признании недействительным договора аренды и истребовании из чужого незаконного владения земельного участка.
В обоснование иска указал, что постановлением главы Шаховского муниципального района  от 2011 г. утверждена схема расположения на кадастровой карте территории спорного земельного участка, и он  отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. В последующем постановлением главы района  спорный  земельный участок предоставлен Б. в аренду сроком на 10 лет.
Решением Шаховского районного суда Московской области прокурору отказано в иске.
 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда решение суда оставлено без изменения.
         Президиум указал на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Отказывая прокурору в иске, суды исходили из того, что при издании постановления  об отнесении земельного участка  к категории земель населенных пунктов, администрация района действовала в рамках  полномочий, предоставленных органу местного самоуправления п.2 ч.2 ст.2 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношения в Московской области», а также п. 4 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», регламентирующих отнесение земельных участков к определенной категории, а не их перевод из одной категории в другую.
Данные выводы суда основаны на неверном толковании закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, из которых следует, что  изданным в 1997 г. постановлением главы  района  земельный массив, в состав которого входит спорный земельный участок, был переведен в земли запаса.
         Согласно ст. 4 ЗК РСФСР, действовавшего на момент издания данного постановления, равно как и в силу положений ст. 7 ЗК РФ, действовавшей на момент издания оспариваемых постановлений, земли запаса являлись и являются одной из самостоятельных категорий земель в РФ.
Следовательно,  при издании постановления в 2011 г. орган местного самоуправления фактически осуществил перевод земельного участка из категории земель запаса в категорию земель населенных пунктов, что противоречит  выводам  судебных инстанций о том, что администрация района не меняла категорию земли, а действовала в рамках предоставленных ей  законом  полномочий по отнесению участка, не имеющего категории  и вида разрешенного использования, к  определенной категории.
Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.
На основании п. п. 7 и 7.1  ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области»  принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов, относится к полномочиям Правительства Московской области.
Генеральный план в Шаховском муниципальном районе в установленном порядке не утвержден, что установлено судом и не оспаривалось ответчиками. Тем самым администрация Шаховского муниципального района была не вправе относить спорный земельный участок к землям населенных пунктов
Кроме того, в нарушение требований ст. ст. 56, 198 ГПК РФ, при разрешении спора суд  не дал правовой оценки доводам прокурора о том, что спорный земельный участок изначально относился к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку входил в земельный массив, изъятый ранее у крестьянского фермерского хозяйства и незаконно переведенный органом местного самоуправления в фонд земель запаса, в то время как данное обстоятельство может иметь правовое значение для правильного разрешения спора с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и п.2.1 ст. 2 Закона Московской области  от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», по смыслу которых перевод земель сельскохозяйственного назначения относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ, т.е. к компетенции Правительства Московской области.
Допущенные судом первой и апелляционной инстанций существенные  нарушения норм материального и процессуального права  явились основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные статьи