Гражданское судопроизводство

Квалифицированные юридические услуги в Раменском городском суде и судебных участках мировых судей Раменского района Московской области.
Представительство в Московском областном суде.
Представительство в судах города Москвы.
Экспертные заключения по земле, ДТП, разделу, оценки имущества и прочее.

О ликвидации Региональной общественной организации «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук»,

 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
   
18 апреля 2014 г.                                                                         г. Москва

Московский городской суд в составе:
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев  в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело № 3-82/2014 по заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук»,

установил:

Региональная общественная организация «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук» (сокращенные наименования  - РОО «Содействие сотрудничеству института Кеннана с учеными», РОО «Кеннан») зарегистрирована Управлением юстиции г.Москвы 09 августа 1993г. Действующая редакция Устава Региональной общественной организации «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук» (далее – Организация) утверждена решением Общего собрания от 19 ноября 2010г. и зарегистрирована 04 февраля 2011г. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 31 октября 2002г.  за ОГРН ****.
  Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в Московский городской суд с заявлением о ликвидации Региональной общественной организации «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», ссылаясь на то, что Организация допускает неоднократные и грубые нарушения законодательства, не соблюдает положения собственного Устава.
В суде представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Сусалева О.В. (по доверенности) поддержала заявленные требования.
Региональная общественная организация «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными  в области социальных и гуманитарных наук» извещена в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила.
Выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Сусалевой О.В., исследовав материалы дела, Московский городской суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложена на общественные объединения ст. 29 (абз. 2 ч. 1) Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Согласно п. 2 ст. 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
В соответствии с распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 15 января  2013г. (л.д. 16) проведена плановая проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и действующему законодательству, по результатам которой составлен акт от 27 февраля 2013г.
Из акта проверки деятельности Организации следует, что  Организацией не соблюдаются положения действующего законодательства и Устава, и выявленные нарушения являются существенными; соответствие деятельности Организации, в том числе  по расходованию денежных средств  и использованию иного  имущества, ее уставным целям, не подтверждается.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях» под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1.7 Устава Организация является региональной и действует на территории Москвы (л.д. 34).
Между тем, согласно представленным на проверку отчетам о деятельности Организации за период 2010-2012 годы, Организацией проводились семинары, круглые столы, иные публичные мероприятия на территории иных субъектов Российской Федерации - Московской области,  г.Ярославля, г.Волгограда, г.Томска, г.Новосибирска, г.Перми, а также на территории  иностранного государства  - Украины (л.д. 78-88).
Таким образом, Организация нарушает территориальную сферу своей деятельности (Москвы).
Федеральный закон от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяя правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, в пункте 1 статьи 28 предусматривает, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В Уставе Организации не установлен порядок принятия решений высшим органом управления Организации – Общим собранием по вопросам его исключительной компетенции – избрания Правления и Председателя Правления, а также не определена компетенция Президиума Организации.
Согласно абзацу второму части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с пунктом 5.15 Устава член Ревизионной комиссии (Ревизор) не может входить в состав руководящих органов организации (л.д. 39).
Вместе с тем согласно протоколу Общего собрания Организации  от 29 февраля 2012г. № 2 Ревизором Организации  избран Королев  П.В. (л.д. 116), который входит  в состав постоянно действующего органа  Организации – Правления, что подтверждается протоколом Общего собрания Организации  от 01 марта 2011г. № 2 (л.д. 111).
В нарушение абзаца пятого части первой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на проверку не были представлены необходимые для ее проведения документы, а именно: протоколы заседаний Правления, протоколы заседаний Президиума, акты проверок  Ревизора  за период 2010-2012 годы.
Статьей 24 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено право общественных объединений иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны. Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На официальных сайте www.kennan.ru и бланках Организации используется символика, которая не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи с указанным нарушением Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 22 июня 2012г. в адрес постоянно действующего руководящего органа Организации выносилось предупреждение № 3-14/18848, обязывающее устранить нарушение действующего законодательства в срок до 20 августа 2012г. (л.д. 12). Организация не предприняла никаких мер по устранению нарушения, документы, подтверждающие государственную регистрацию используемой символики, не представила.
Из писем Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г.Москве от 02 июля 2012г. № 06-12/044846, от 05 февраля 2013г. № 06-12/007076, от 13 февраля 2013г. № 06-12/008762 усматривается, что Организация находится на упрощенной системе налогообложения, имеет задолженность  перед федеральным бюджетом (л.д. 14, 198, 199).
Согласно отчетам об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН000З, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (л.д. 172-174, 177-179, 180-182), источником формирования денежных средств и имущества Организации являлись поступления, в том числе в виде пожертвований, от иностранных организаций (**** (США), Фонд «****» (США)), что нашло отражение в акте проверки от 27 февраля 2013г. (л.д. 185-190), и подтверждается, в частности, договорами пожертвования за 2010-2012 годы, в которых целевое назначение пожертвований определено как «на ведение уставной деятельности Организации  и ее содержание» (л.д. 128-141).
Поскольку организации, получающие целевые средства, обязаны использовать систему счетов аналитического бухгалтерского учета, в частности, счет 86 «Целевое финансирование», Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в уведомлении о проведении проверки от 16 января 2013г. № 3-20/1526 истребовало от постоянно действующего руководящего органа Организации карточки по счету 86 «Целевое финансирование» за 2010-2012 годы (л.д. 19-20), однако Организацией не представлены карточки по счету 86.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» в абзаце третьем части первой статьи 29 устанавливает обязанность общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Организацией не представлен отчет за 2012 год об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН000З.
Вследствие этого не представилось возможным подтвердить целевое использование денежных средств, поступивших по договорам пожертвования из иностранных источников.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает право органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения нарушений, которые должны составлять не менее одного месяца (часть 2 статьи 38).
По результатам плановой проверки в период с 01 февраля 2013г. по 27 февраля 2013г. Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве вынесено предупреждение в адрес постоянно действующего руководящего органа Организации 27 февраля 2013г. № 3-20/6868 со сроком устранения нарушений до 01 апреля 2013г.
Результаты проверки не были оспорены в установленном порядке, Организацией не представлены возражения и данные, опровергающие изложенные в предупреждении от 27 февраля 2013г. № 3-20/6868, акте проверки деятельности Организации от того же числа факты.
Указанные нарушения не устранены Организацией и на момент рассмотрения дела судом.
Кроме того, на официальном сайте Организации в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.kennan.ru содержалась информация о том, что «с помощью Организации *** реализует свои проекты и программы в Российской Федерации» (л.д. 89). На заявленные цели фактической деятельности Организации указывала и содержавшаяся на том же сайте информация о научных связях  Организации и **** (***, США), в том числе о том, что «важнейшими направлениями деятельности Организации являются: помощь ученым и организациям в Российской Федерации в установлении контактов в ***; распространение информации о стипендиях и грантах, предоставляемых  ***, а также аппликационных форм; прием заявок на участие в конкурсах и информирование об их результатах; административная поддержка деятельности ***; проведение семинаров, «круглых столов» и конференций с участием выпускников ***; издательская деятельность (публикация журнала «***», редакционная подготовка книг и брошюр по результатам проведенных конференций); поддержка веб-сайта, содержащего полную информацию о проводимых мероприятиях» (л.д. 236-238).
Член Правления Организации – Левина Г.В., а также  член Организации Алексеева Е.А. – являются руководителями программ, реализуемых *** (программы ***, краткосрочных и Центрально-Евразийских грантов и других программ) (л.д. 67). Руководители программ, а также ассистент руководителя программ являются штатными сотрудниками Организации (50 % штатных единиц) (л.д. 154-157).
Проверкой установлено, что характер фактически осуществляемой деятельности Организации свидетельствует о том, что целью этой деятельности является представление на территории Российской Федерации  интересов  ***, а также участие в реализации его программ за счет предоставляемого *** целевого финансирования. Данное обстоятельство Организацией не опровергнуто, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с положениями пунктов 4,5 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для осуществления указанной деятельности иностранным неправительственным организациям предоставлено право открывать на территории Российской Федерации филиалы или представительства, а также создавать отделения, признаваемые российскими некоммерческими организациями. Структурные подразделения иностранных неправительственных организаций имеют специальную правоспособность и установленные законом особенности правового положения. Осуществление общественным объединением указанной деятельности противоречит целям деятельности общественных организаций, закрепленным в статьях 5, 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», а также приведенным выше положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В Федеральном законе «Об общественных объединениях» в статье 44 установлены конкретные положения, нарушение которых является основанием для ликвидации общественного объединения. Поскольку фактическая деятельность Организации противоречит целям деятельности, предусмотренным ее Уставом, и осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации, имеются законные основания для ее ликвидации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать Региональную общественную организацию «Содействие сотрудничеству института имени Джорджа Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер ***.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Московского городского суда                                  Лопаткина А.С.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные статьи