Гражданское судопроизводство

Квалифицированные юридические услуги в Раменском городском суде и судебных участках мировых судей Раменского района Московской области.
Представительство в Московском областном суде.
Представительство в судах города Москвы.
Экспертные заключения по земле, ДТП, разделу, оценки имущества и прочее.

Об увеличение арендной платы за пользование ранее учтенным в государственном кадастре недвижимости земельным участком


Суд признал недействующим абз. 1 ч. 16 ст. 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в ред. от 14.07.2011 г.), предусматривающий увеличение арендной платы за пользование ранее учтенным в государственном кадастре недвижимости земельным участком, в отношении которого не проведен кадастровый учет, поскольку оспариваемый порядок определения арендной платы противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582.

ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействующим абз. 1 ч. 16 ст. 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в ред. Закона Московской области от 14 июля 2011 г. № 125/2011-ОЗ). В обоснование заявленных требований указало, что является арендатором земельного участка; после введения в действие оспариваемой нормы арендная плата возросла многократно. Полагает, что оспариваемая норма противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ст.ст. 8, 22, 65 Земельного кодекса РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.
Удовлетворяя заявление ОАО, суд исходил из следующего.
30 апреля 1997 г. ОАО заключило с Комитетом по управлению имуществом Московской области договор аренды земельного участка, который относится к государственной собственности до разграничения, расчет арендной платы производился по формуле: Ап = Сэн  * S * Кд * Кз, где Сэн – ставка земельного налога, S – площадь земельного участка, Кд – коэффициент деятельности, Кз – коэффициент застроенности.
Законом Московской области от 14 июля 2011 г. № 125/2011-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» в абз. 1 ч. 16 ст. 14 указанного Закона были внесены изменения, согласно которым  арендная плата за пользование ранее учтенным в государственном кадастре недвижимости земельным участком, в отношении которого не проведен кадастровый учет в связи с уточнением описания местоположения границ или не установлены категория, вид разрешенного использования земельного участка, и который предоставлен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением земельных участков, указанных в абзаце втором настоящей части, устанавливается в размере 256 руб. за 1 кв. метр в год.
После принятия оспариваемой нормы арендная плата для ОАО за пользование земельным участком возросла более чем в 47, 5 раз, превысив доход предприятия.
Суд указал, что данная норма  ставит в зависимость размер арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности, от проведения или непроведения в отношении него кадастрового учета в связи  с уточнением описания местоположения границ, а также от установления либо неустановления категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Оспариваемый заявителем порядок определения арендной платы исключает для ОАО и для подобных ему арендаторов дальнейшее осуществление ими хозяйственной деятельности на арендуемых ими земельных участках,  что противоречит федеральному законодательству.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый порядок противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, не был соблюден принцип экономической обоснованности определения арендной платы, поскольку расчет арендной платы производился исходя из средних значений базового размера арендной платы и иных коэффициентов, что исключает учет доходности арендуемого земельного участка. Был нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Суд отклонил доводы заинтересованных лиц о том, что арендатор был обязан поставить земельный участок, которым он пользуется, на кадастровый учет, поскольку в силу ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» арендатор ранее учтенного земельного участка вправе, но не обязан инициировать постановку земельного участка на кадастровый учет.
Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу  абз. 1 ч. 16 ст. 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области (в ред. Закона Московской области от 14 июля 2011 г. № 125/2011-ОЗ).

(Извлечение из решения Московского областного суда
от 21 марта 2012 года по делу № 3-36/12,
 определением судебной коллегии по административным делам
 Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 года
данное решение оставлено без изменения)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные статьи